Бензопила. Конструкция, применение и особенности выбора бензопилы.

  Бензопила зачастую необходимый инструмент в обширном домашнем хозяйстве. А для профессиональных пильщиков и вальщиков деревьев – она уже кормилица. Какую выбрать бензопилу – вопрос для новичков достаточно сложный, так как в продаже можно встретить большое количество моделей, и все они имеют свои особенности. 

Конструктивные особенности бензопилы

Современная бензопила состоит из двух блоков – блока ручек с топливными баками и блока двигателя с режущей гарнитурой. 

Блочной конструкцией бензопилы реализовывается принцип двух масс. Зачем? Это дает возможность значительно уменьшить передачу вибрации от режущего инструмента на рукоятки, что очень и очень важно. 
Удержание тяжелого вибрирующего инструмента в руках хотя бы в течение одного часа, очень сильно нагружает руки и чрезвычайно неблагоприятно для суставов и кровообращения. Длительная работа на вибрирующих инструментах вызывает профессиональные заболевания – виброболезнь.  Поэтому при выборе бензопилы в первую очередь обратите внимание на остаточную вибрацию на ручках для удержания. Конечно, при покупке лучше всего собрать инструмент в рабочее состояние и опробовать его под нагрузкой, обратив внимание на вибрацию и другие особенности модели. 

 
При наличии определенного опыта можно сделать вывод о качестве антивибрационной системы испытуемой пилы. 
Для легких любительских бензопил, которые используются лишь изредка, и то в течении нескольких минут, показатель вибрации не так критичен. 

Двигатель

Обычно на бензопиле применяется двутактный карбюраторный двигатель. Его мощность может варьироваться в весьма широком диапазоне для профессиональных пил. Все зависит от предназначения.
Для домашнего использования, как правило, выбирают пилы с минимальной мощностью. Топливо для двигателя изготавливается самостоятельно, путем смешивания бензина марки 92 (обычно) и специального масла. Маслом в бензине смазывается поршневая группа двутактного двигателя, ведь маслонасос в его конструкции отсутствует. 
Лучше применять масло рекомендованное производителем. Конечно, можно заменить фирменное масло и обычным моторным отечественным для мотоциклов, но ресурс инструмента тогда может значительно понизиться – до 20%. Это связано с тем, что двигатели бензопил более высокооборотистые (12000 – 14000 оборотов в минуту) и форсированные, и поэтому более требовательны к качеству масла. Запускать двигатель на чистом бензине без добавления масла, категорически нельзя. Это испортит инструмент.   

Пильная гарнитура

Пильная гарнитура бензопилы состоит из:

  • шины, 
  • режущей цепи, 
  • цепного колеса,
  • звездочки. 

У каждой фирмы-производителя имеются свои конструктивные особенности пильной гарнитуры. Поэтому запчасти разных производителей, как правило, не взаимозаменяемые. Если вы приобрели бензопилу одной фирмы, то и переукомплектовывать ее придется элементами того же производителя. 
Толщина ведущего звена цепи может варьироваться в пределах 1,3 – 1,6 мм.


Шаг цепи имеет стандартные значения (дюймы): 

  • 0,325, 
  • 3/8, 
  • 0,404.

Обратите внимание, что поделив 3 на 8, получите значение - 0,375. Оно зрительно напоминает первую указанную цифру - 0,325. Во избежание путаницы со стороны потребителей, и была принята стандартизация – вместо 0,375 пишут 3/8.

Подбор гарнитуры бензопилы под характеристики двигателя

Пильная гарнитура всегда подбирается под характеристики двигателя. Чем больше шаг гарнитуры, тем сильнее она вгрызается в древесину, тем она агрессивнее. Но под агрессивную цепь нужен и мощный двигатель. 

Для слабомощного (читай – любительского) двигателя гарнитура с шагом 3/8 дюйма становится уже непосильной обузой. Дисбаланс характеристик, приводит к низкой производительности, перерасходу топлива, быстрому выходу инструмента со строя. 

Существует следующая закономерность. 
При объеме цилиндра двигателя 40 -50 куб. см. наиболее подходящей является 0,325-гарнитура. Повышенная мощность с тем же объемом цилиндра (форсированный двигатель) может потянуть и 3/8 гарнитуру. 

Для мощных профессиональных пил может быть установлена любая пильная гарнитура.

Для использования в домашнем хозяйстве существуют специальные низкопроизводительные цепи с шагом 0,325 дюйма низкопрофильной конструкции. Эти гарнитуры отличаются очень малым уровнем вибрации и малой склонностью к возникновению обратного удара. 

Высокопрофильные цепи 3/8 и 0,404 дюйма имеют значительно больший собственный уровень вибрации, поэтому предназначены для использования на пилах двух-массовой конструкции. Ими можно профессионально пилить толстые деревья. 

Также имеются особенные гарнитуры с напайками на зубьях из прочных металлов для распиловки весьма твердой или мерзлой древесины. 

Шина гарнитуры

Шина должна быть оптимальной длины. Такая длина рекомендуется производителем в сопроводительных документах. Длина шины ограничивается мощностью двигателя. Чем длиннее шина, чем больше на ней цепи, чем больше количество зубьев контактирую с разрезаемым материалом, тем выше нагрузка на двигатель. 

Рекомендации производителя по подбору длины шины следует понимать как максимально возможное значение. Шину меньшей длины применять можно, а более длинную применять крайне не желательно. 

Также существуют особые облегченные конструкции шин для бензопил, которые позволяют значительно уменьшить вес рабочего инструмента в сборе.

Смазка пильной гарнитуры


Смазка пильной гарнитуры осуществляется маслом из второго бака установленного на блоке ручек. Объем этого бака, подобран таким образом, что масло для смазывания гарнитуры, как правило, заканчивается одновременно с топливом для двигателя. В целом объем баков рассчитан обычно на 1 час непрерывной работы бензопилы на полной мощности. Как и в случае с маслом для двигателя, для смазывания пильной гарнитуры можно применить обычное моторное масло, но все же лучше использовать специализированные масла рекомендуемые производителем. 

Технические характеристики и особенности применения бензопилы. 

Возвращаемся к мощности двигателя. Большая мощность – гарантия того, что пила перепилит практически любой ствол. Это, в общем то не плохо. Но возрастание мощности влечет за собой увеличение веса пилы, что весьма нежелательно даже для домашнего использования, не говоря уже о профессиональной пилке деревьев. Также с ростом мощности увеличивается и стоимость инструмента и вибрации. Поэтому выбор бензопилы сводится к компромиссному решению по мощности и по весу.

Разброс мощности профессиональных пил весьма широк – от 2 до 6 киловатт. Ее выбор зависит от условий применения. Ведь древесина может быть мягкая, а может быть и твердая, стволы могут быть тонкими или очень толстыми. 

Для бытового применения существует ряд пил стандартной малой мощности, оснащенных низкопрофильной 0,325-гарнитурой. Большая мощность для бензопилы, применяемой в домашнем хозяйстве, в общем то и ни к чему.

Скорость резанья бензопилой

Скорость резанья зависит во многом не от технических характеристик самой пилы, а от того в каком состоянии находится режущая цепь. Тупая цепь ничего не разрежет, а просто нагрузит двигатель бензопилы. Цепь нужно править регулярно, а пильную гарнитуру поддерживать в рабочем состоянии. Тогда и бензопила будет резать быстро и прослужит долго.

Ресурс работы


Бензопила имеет ограниченный ресурс работы. Срок капитального ремонта обычно наступает, когда компрессия в цилиндре двигателя падает до 0,6 от паспортного значения. Но точно в моточасах определить ресурс работы довольно сложно, в паспортах указывается условное значение, ведь условия работы двигателя могут быть самые разные. На ресурс повлияет и качество топлива, и температурно-сезонный режим, и работа на непрогретом инструменте, и, особенно, затрачиваемая мощность на резанье, которое в свою очередь зависит от качества и состояния гарнитуры и вида древесины. Так что если хотите что бы инструмент служил долго, не перегружайте свою бензопилу, ухаживайте за ней в соответствии с инструкцией. 

Опасность обратного удара

При работе с бензопилой существует опасность обратного удара. Это явление выражено в резком отбрасывании бензопилы от распиливаемой древесины. Для решения этой проблемы на бензопилах устанавливается цепной тормоз, функция которого – предельно быстро остановить режущий орган, при возникновении опасной ситуации. Привод тормоза выполнен в виде щитка перед левой рукой пильщика. Во время отброса пилы, за счет силы инерции или вследствие воздействия левой руки пильщика, щиток откидывается вперед и таким образом включает цепной тормоз.

Классификация бензопил

Бензопилы принято подразделять на:

  • профессиональные, 
  • полупрофессиональные,
  • бытовые. 


Такое разделение создали сами производители в соответствии с потребностями рынка. Действительно, зачем в домашнем хозяйстве весьма дорогая, мощная, с очень большим ресурсом работы бензопила? Для дома (для редкой распилки дров, спиливания отдельных деревьев, распиловки досок) подойдет весьма дешевая и слабомощная и не ресурсная пила. Но, к примеру, на лесоповале такой пиле делать будет уже нечего, разве что она подойдет для редких вспомогательных работ. 

Профессиональные пилы могут быть разной мощности (2-6 кВт), но они исключительно надежны, могут работать без перерывов круглые сутки. Заявленный ресурс работы таких пил – до 2000 моточасов. Пилы для домашнего использования – слабомощные, с низкопрофильной цепью (предохраняет от обратного удара), рассчитанные на работу около получаса в сутки, их ресурс работы в 3 раза меньше чем у профессиональных. 

Выделяют также полупрофессиональные пилы, которыми можно заниматься валкой деревьев, единственное, их нельзя использовать для непрерывной работы. 

Как эксплуатировать и как запустить бензопилу.

Инструкция по эксплуатации бензопилы обязательна к исполнению. Если хотите что бы инструмент не ломался, то придерживайтесь правил эксплуатации, требований сервисного обслуживания. Например, для многих бензопил условием запуска двигателя в работу является подсоединение полностью собранной и отрегулированной пильной гарнитуры. Один двигатель включать нельзя, иначе можно повредить сцепление. Поэтому запускать бензопилу нужно по инструкции. Сперва, нужно собрать и отрегулировать пилу полностью. Отрегулировав гарнитуру, залив топливо (бензин + масло) и смазку в баки можно приступать к запуску. Пуск лучше выполнять, как и требуется, весьма резкой и сильной потяжкой за пусковой тросик, с тем, что бы сразу придать необходимые обороты коленчатому валу. В случае слабой потяжки можно зря напустить бензин в цилиндр, залить свечу бензином, и усложнить процедуру пуска. Если пуск удачный, то соблюдая все требования безопасности, можно приступать к работе.